?

Log in

januaro 2007

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Funkciigita de LiveJournal.com
polkonya

atoho in ru_on_a_friday

коль скоро никто нифиг не знает о бурной юс

70 - 80-е годы. Жизнь Тома Йорка, будущего вокалиста группы Radiohead, началась с трагедии - он родился с одним парализованным глазом и к шести годам перенес пять операций. Последняя оказалась не совсем удачной, поэтому Том на всю жизнь остался с прикрытым правым веком. Многочисленные операции означали длительные ежедневные процедуры в послеоперационный период и пришедшее рано умение терпеть боль. Все это способствует познанию жизни и себя в ней, раннему взрослению и развитию специфического, но сильного характера. Когда Тому исполнилось семь лет, его семья переехала в Оксфорд, где он пошел в частную школу для мальчиков (Abingdon School), которая располагалась в маленьком живописном городке неподалеку.

На восьмой день рождения мама Тома подарила ему испанскую гитару и с тех пор он стал брать уроки игры на гитаре в музыкальной студии, в которую пришел со словами: "Я хочу стать поп-звездой". Он хотел быть похожим на своего кумира Брайана Мэйя, гитариста группы Queen и мечтал создать собственную музыкальную группу. Единственная вещь, которую Том мог сыграть тогда, была "Кумбайя" - примитивная песенка в стиле регги. В 10 лет мечта Тома исполнилась - он основал свою первую группу и написал свою первую песню, которая называлась "Ядерный гриб".

Из-за проблемы с глазом Тому приходилось носить необычные очки, что не замедлило сказаться на реакции одноклассников - он стал предметом насмешек и получил прозвище Саламандра. Одноклассники постоянно передразнивали Тома, зажмуривая один глаз. Девочки же и вовсе игнорировали будущего музыканта. Том ужасно из-за этого переживал. И еще мучился от того, что не знал, с какой стороны можно подойти к понравившейся девушке.

Том от всей души ненавидел школу: "Это было чистилище. Она учила всем самым плохим качествам британского среднего класса: снобизму, отсутствию терпимости и глупости правого толка". "Я всегда был "боец" в школе, но никогда не выигрывал" - с горечью вспоминает Том. Он ходил в колледж в шапке и пальто своего деда, так сказать показывая "шикарный" образ. Том вспоминал, что однажды его на улице поджидала банда хулиганов. Он им всем послал воздушный поцелуй, за что и получил многочисленные побои и раны. "Их злило только то, что я не похож на других" - вспоминает Том.

Но, несмотря на не слишком хорошие качества школы, у Тома остались и приятные воспоминания - во втором классе он попытался преодолеть свою природную робость и познакомился с девушкой. "Мне было семь лет, она была моей первой девушкой, - вспоминает Том. - Мы клялись друг другу в вечной любви и целовались на школьном дворе. Даже собирались пожениться, когда вырастем. Но потом она переехала в другой город, и я никогда ее не видел. Я надеялся, что она придет на наш концерт, но она не пришла. Возможно, она меня и не помнит вовсе. Зато я прекрасно помню, ее звали Кейти Генсон и у ее отца была огромная машина цвета лотоса". Кроме того, все главные знакомства произошли именно в школе. С детских лет Том был очень целеустремленным человеком: он рано понял, что ему нужно в жизни. Единственное место, где Том мог вздохнуть спокойно, была его музыкальная комната.

В школе Том подружился с одноклассником Коллином Гринвудом, у которого в детстве умер отец, оставив его с младшим братом Джонни и матерью. Том почти всегда носил берет и облегающий костюм типа трико, а Колин - цветастые блузы с рюшами и потрепанный вечерний костюм. Друзья часто ходили на всяческие вечеринки, где им нравилось ставить песни своих любимых групп Joy Division и Magazine. "Мы срывали вечеринки в Оксфорде. Ставили Joy Division, а сами сваливали. И танцпол становился совершенно свободным" - рассказывает Том". Так как они были среди "забитых парней", то, найдя в друг друге много общего, решили "сколотить" панк-рок группу, которую назвали "TNT". Том пел и играл на гитаре, а Колин стал бас-гитаристом . Они выступали на школьных вечеринках. Естественно, денег не было, поэтому Том пел в дешевый микрофон, привязанный к швабре.

Спустя некоторое время к Тому и Колину присоединился еще один однокласник Эд О'Брайен. Он играл в школьной пьесе "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру и однажды на сцене увидел репетицию Тома и Колина. Звуки, которые парни извлекали из своих гитар, показались ему по-настоящему классными, поэтому Эда тут же включили в состав группы. Эд был очень застенчивым парнем - его родители разошлись, когда ему было всего десять лет. Из-за этого обстоятельства у Эда был страх перед противоположным полом и до семнадцати лет он даже не разговаривал с представительницами последнего.

Том, Колин и Эд решили назвать свою команду "On A Friday". Такое название они себе придумали всего лишь потому, что репитировали только раз в неделю и этим днем недели была пятница. Таскать на репетиции проигрыватель, чтобы снимать партии инструментов, было делом утомительным и Йорк вместе с Гринвудом украли его в магазине радиотоваров (уже став знаменитостями, музыканты вернули проигрыватель). Подрастающие гении собирались по пятницам после уроков где придется, разучивая песни Queen и Pink Floyd, а заодно и сами потихоньку пытались творить.

Директор школы Майкл Джон Паркер, получивший от школьников прозвище "Клюв" - за свой большой нос, застявлял учащихся дважды в неделю ходить в школьную церковь. Для Тома и его друзей, посвящавших свое школьное время преимущественно изучению музыки, все это было особенной проблемой. Том описывал Паркера как "помешанного на власти психа, который проклинал музыку и вечно ходил в хламиде, изображая из себя епископа". "В этой одежде он был похож на Дракулу, хотя сам воображал себя приемником школьной традиции XIX века".

Когда парням было по 14-15 лет, они пригласили каких-то девушек на тусовку в школьном туалете, где все вместе курили, пили, в общем, весело проводили время. Пока их не застукал учитель. Он тут же позвонил родителям и в красках расписал, чем они занимаются в школе по ночам. Даже пригрозил исключить. Это известие совсем не обрадовало родителей Тома, которые тут же решили, что сын стал наркоманом и вообще ему совсем опустился. Но дело с исключением так и не довели до конца. И юные музыканты продолжали заниматься своими привычными делами - мечтали о славе и играли на дешевых гитарах обычный дешевый гаражный рок. Мучения Тома с директором кончились только в 1987 году.

Интересно, что On A Friday была одна из редких групп, которые в работе использовали духовые инструменты. В группе создались первые музыкальные произведения Тома, которые он сам называл "шизофренией". Спустя некоторое время к группе присоединился Фил Селвей, которого парни пригласили на роль барабанщика, потому что у них сломалась драм-машина, а у него была ударная установка. Также в состав группы вписался Джонни Гринвуд - младший брат Колина. Джонни был профессиональным скрипачом и выступал в составе юношеского оркестра The Thames Vale Youth Orchestra. Он долгое время просил брата и его друзей взять его в команду и получив согласие стал играть на губной гармошке.

On A Friday играли песни таких исполнителей, как The Buzzcocks, The Fall, Peter, Paul and Mary и т. д. Вкусы музыкантов были очень разносторонними, и это приводило к тому, что стиль исполнения мог стремительно меняться от Curve и Bootsy Collins до техно, поэтому поиски "своего" звучания постоянно продолжались. "Мы никогда не стремились к тому, чтобы сохранять понравившуюся композицию в том неизменном виде, как это сделал автор. Напротив, мы с самого начала стремились вычленить, выделить те элементы, которые нравились нам. А так как наши предпочтения разнились, часто эти элементы сталкивались между собой. Нас это забавляло! Со временем всё это слилось воедино, и мы поняли, что наша группа есть" - основной творец всех текстов, Том сумел переплавить в песни свой уникальный и во многом трагичный жизненный опыт.

Дебютное выступление On A Friday состоялось в ту пору, когда участники группы были уже студентами колледжа. Триумфом оно не увенчалось, даже в масштабах Оксфорда. On A Friday в качестве модели творчества выбрали стилистику таких групп, как Joy Division и Magazine, ощущается в их музыке и влияние Элвиса Костелло, а также легендарных Yardbirds. Помимо On A Friday Том Йорк также играл в группе техно-команде Headless Chicken, которую он основал вместе со своим другом (не одноклассником) по кличке sHack. Позже sHack изменил название группы на Flicker Noise.

Летом 1987 года Том, Колин и Эд заканчивают школу. Одним из самых серьезных препятствий дальнейшему развитию On A Friday стало негативное отношение к группе родителей, которые хотели, чтобы их сыновья продолжали образование. Поэтому в 88-ом году Том уезжает учится в Exeter University, где изучает историю живописи и английскую литературу на двух факультетах одновременно.

Тогда он был увлечен творчеством Френсиса Бекона, так что все картины Тома были красные, белые или черные. Зато когда колледж закупил партию компьютеров, Том был в диком восторге. В течение первого года обучения в университете, Том щеголял в длинном пальто и фетровой шляпе: Steptoe & The Bunnymen стиль. Когда пришло время сдавать дипломную работу, он просто отсканировал репродукцию "Сикстинской Мадонны" Микеланджело, с помощью компьютерной программы изменил ее, затем распечатал, подписал своей фамилией и благополучно сдал. И закончил университет.

В университете, помимо всего прочего, Том еще и познакомился со своей нынешней девушкой. Он до сих пор считает ее самым привлекательным человеком на планете. "Самый привлекательный человек для меня обычно тот, кто спит по ту сторону кровати, - ехидно улыбается он. - Согласен, это банально, но, увы, чистая правда. Ее зовут Рэйчел, мы вместе еще с колледжа. Что делает ее такой желанной для меня? Все время разное, например сейчас меня привлекает то, как она смотрит на людей, то, как она разговаривает с людьми. По-любому, я сказал, что самый привлекательный человек на планете - это она, потому что если бы я так не сказал, она бы меня попросту избила".

Фил отправляется в учиться Ливерпуль и поступает в политехнический институт, где изучает язык и историю Англии. Также он играет на ударных в театральной постановке "Return To The Forbidden Planet" и в группе "Blood Brothers", хоть и подумывает о том, чтобы забросить барабанные палочки и поступить на работу в какое-нибудь издательство. Колин изучает английскую литературу в колледже Peterhouse в Кембридже и становится своего рода массовиком-затейником, а после занятий играет в нескольких группах. Эд изучает экономику и политологию в университете Манчестера (Manchester University). Джонии изучает психологию в политехническом колледже в Оксфорде (Oxford Poly), но не выдержав рокерско-университетской нагрузки был отчислен за неуспеваемость.

На каникулы они собираются вместе и снова репетируют. Результатом становятся несколько концертов в "Jericho Tavern" в Оксфорде и "Rock Garden" в Лондоне. Как ни парадоксально - никто их не знает, но они всем нравятся.

1990 - 1991 год. После окончания университета Том возвращается к двум своим командам. Ребята все вместе селятся в одном довольно мрачном доме в Оксфорде. Прожив некоторое время и, не увидев больших перспектив в таком существовании, все трудоустраиваются. Фил работает в издательстве, Эд - барменом, Колин - в "Our Price". Тому приходилось сочетать работу музыканта со сменными дежурствами санитаром в оксфордской психиатрической клинике, ведь достаточных денег музыка не приносила. В свободное время Том играл сотрясающую барабанные перепонки техно-музыку для всех, кто только согласится слушать. Это "совмещение" профессий, без сомнения, расширило и без того немалый жизненный опыт и добавило новые черты его поэтическому дарованию. В сущности, все тексты Radiohead - это мечты и желания нормального человека, его большие потери и маленькие находки в нашем сумасшедшем мире. Несмотря на данные перипетии, группа продолжает собираться, репетировать и давать концерты. Джонни переходит на гитару и догнав Тома и Эда по уровню исполнения, становится ведущим гитаристом. В результате долгой и упорной работы улучшается звучание группы.

В апреле 1991 года группа записывает свою первую демо-запись "Manic Hedgehog" ("Пьяный ежик"). Спустя некоторое время Джон Батчер (одноклассник Тома Йорка и Колина Гринвуда) пришел в студию Courtyard, организованную в 87-ом году двумя бывшими членами группы Aerial FX Крисом Хаффордом и Брюсом Эджем, с демо-записью On A Friday и показал ее своему близкому другу Крису. Студия совсем недавно была на грани банкротства, приходилось сдавать помещения в аренду и только контракт с местной группой Slowdive спас положение. Хаффорду после первого прослушивания не очень понравилась демо-запись On A Friday. Он сказал, что конечно есть хорошие мелодии, но они явно не оригинальны и на записи не чувствуется группы. Крис проигнорировал бы демо-запись, если не было бы пятнадцатой песни. Это была странная танцевальная мелодия и он попросил ребят из On A Friday принести еще чего-нибудь в этом роде.

Через шесть месяцев Джон Батчер принес другую ленту с "Stop Whispering" и "What's That You Say On It". По мнению Криса Хаффорда это были великолепные песни и у группы наконец появилась индивидуальность. Крис вспоминает то время: "На оксфордской музыкальной сцене было много групп вроде Ride, Slowdive, Swervedriver. Был музыкальный магазин Manic Hedgehog и журнал Curfew, который достаточно рано поместил на обложке фото On A Friday, а также бар The New Inn, где часто собирались разные команды. Но по большому счету у всех этих исполнителей вместе взятых не было той мощи и индивидуальности, какую демонстрировали On A Friday".

Когда Хаффорд проявил интерес к новой ленте, музыканты пригласили его на концерт. Он был потрясен. Во всех местных группах не было ни исполнителей, ни солистов. Том был просто великолепен. Крис: "Это был великолепный драйв трех гитар, обрамляющий очень своеобразный вокал. Я был в восторге и сразу же решил работать с ними".

В то время бывший музыкант из Gloucester заканчивал работать в EMI records. Кейт Уозенкрофт получил временную работу на A&R. Во время визита в Оксфорд, он поговорил к Колином. "Вы должны подписать с нами контракт", сказал Колин, вручая ему демо-запись. Под впечатлением ленты Кейт пошел на концерт в оксфордском парке. "Там не было никого кроме их подруг, но они играли здорово. Я запомнил их и поддерживал с ними контакт в течении нескольких месяцев".

On A Friday были первыми кого Кейт Уозенкрофт представил боссу EMI A&R Нику Гэтфилду. Крис и Брюс, подписывавшие раньше контракт с EMI, тоже связались с ними. Когда команда EMI собралась на Jericho Tavern Show, оказалось, что присутствуют почти все. "Так как я впервые выступал в такой роли, мне не хотелось, чтобы группа подписала контракт с кем-то другим", вспоминает Кейт.

On A Friday подписали контракт с EMI. Том уходит из Flicker Noise, которую оставшиеся члены группы переименовывают в Lunatic Calm. Эта группа сейчас продолжает играть индастриал с большим количеством электронный наворотов и является довольно популярной в Великобритании и в США. Было логичным то, что Крис Хаффорд и Брюс Эдж стали менеджерами On A Friday. К тому времени были написаны "Prove Yourself", "Thinking About You" и "I Can't" и песня под названием "Phillipa Chiken".

1992 год. В феврале группа выступала в клубе "The Venue" в Оксфорде (новое название "Zodiac"). После концерта в NME появилась первая восторженная рецензия. Этот журнал назвал On A Friday "потрясающе напряженной группой". Ключевая песня выступления - "Stop Whispering".

"Когда мы начали работать с группой, с музыкой у них было все в порядке, и наша основная задача заключалась в придании им оригинального, запоминающегося имиджа. На эту сторону творчества они, как, впрочем, и большинство начинающих команд, почти не обращали внимания. Так, фронтмен Том Йорк смотрелся маленьким, а вся его сценическая одежда состояла из коричневого джемпера… - вспоминает Кейт Уозенкрофт, работавший в A&R Parlaphone в описываемое время. Критике не очень нравилось название группы, оно было слишком обычным и тогда ребята подумали и выбрали Radiohead, потому что почти так же (The Radio Head) называлась песня из альбома "True Stories", который в 1986 году выпустили Talking Heads, тогдашние кумиры будущих радиоголов.

Музыканты дают концерты где угодно и с кем угодно: Kingmaker, The Sultans Of Ping, Doctor And The Medics. В марте они выпускают свой первый маленький альбом "Drill" EP , который к сожалению проходит незамеченными. На альбоме было записано всего четыре песни, включая заглавную песню "Prove Yourself". Альбом занял 101 место в британских чартах и принес немного денег будущим звездам. Результат был признан неудовлетворительным, но компания решила дать ребятам еще один шанс, сменив продюсеров…

В это время в Британии находились известные продюссеры Пол Колдери и Шон Слейд. Ник Гэтфилд дал им послушать "Stop Whispering". Им понравилось, и они стали продюсировать "Inside My Head" и "Lurgee".

Пол Колдери: "Эти песни были выбраны Parlophone, и я не думаю, что группе они нравились больше других. "Inside My Head" не очень мелодична. Когда мы начали работу, я понял, что музыканты ничем не выделяют отобранные песни. Не то, чтобы они совсем не нравились, но эти песни не считались чем-то исключительным, подходящим для ударного клипа. Работа, что называется, "не шла", и тогда мы с Шоном предложили исполнить то, что им кажется лучшим. Вот тут все и услышали "Creep". Когда они закончили, Том сказал, что это песня Скотта Уолкера. "Как жаль, что их лучшая вещь лишь кавер!", - сказал мне Шон, когда мы уходили. Я знаком с творчеством Уолкера, но не настолько, чтобы знать, его это вещь или нет.

Магнетизм "Creep" был так силен, что уже на одной из следующих репетиций Шон предложил записать "песню Скотта Уолкера". Оказалось, что ее написал сам Том, но "в стиле Скотта Уолкера". Просто однажды музыканты сидели в студии и Джонни играл на гитаре. Он даже не знал, что магнитофон был включен. Кто знает, что было бы, если бы по ошибке он не сыграл тот самый знаменитый аккорд, который звучит перед припевом в песне "Creep". Уже после записи первой пробы в студии грянули аплодисменты. Я дал прослушать запись Кейту Уозенкрофту, и тот разрешил над ней поработать. В конце композиции Джонни Гринвуд играл на пианино, и это было величественно!"

В сентябре 1992 года вышел "Creep", а выпуск нового альбома было решено отложить до следующего года. На сингл поначалу мало кто обращал внимание, пресса также продолжает обходить группу стороной. Шесть тысяч проданных копий обеспечили синглу 78 место в британских чартах. Хаффорд говорит, что он не был огорчен. "Мы с Брюсом всегда пытались быть реалистами. Мы надеялись, что "Creep" будет суперхитом, в то же время он входил в нашу концепцию, где нужно быть в данный момент. Гигантский успех мог помешать группе, а им нужно было окрепнуть и понять, как все работает".

Comments